Частным школам Петербурга в наступившем учебном году придётся искать новые международные программы. Тем временем регулярное повышение цен оказывается по карману далеко не всем родителям.
Премиальные частные школы называют в числе своих преимуществ возможность менять учебные планы и обучать детей по альтернативным программам. Включая международные, которые позволяют сразу после сдачи экзаменов поступать в иностранное учебное заведение. На прошлой неделе одна из таких программ по сути оказалась под запретом в России. Речь идёт об организации International Baccalaureate (IB), которая решением Генпрокуратуры признана нежелательной организацией. Для школ это означает необходимость срочно расторгнуть с ней все отношения и прекратить работать по её программам.
Без престижной корочки
Программа IB была создана в 1968 году в Швейцарии с целью унификации образования по всему миру. Университетам зачастую было трудно понять реальный уровень абитуриентов из разных стран, так как школьные программы сильно разнятся. Диплом IB давал возможность поступления более чем в 4,5 тыс. университетов, реализуя программу по всему миру около 6 тыс. образовательных организаций. Но школ, работавших с ней, в России относительно немного.
По данным открытых источников, в Петербурге когда–то к ним относилась школа "Брукс", но она уже давно закрылась, оставив лишь отделение в Москве. Международная школа Герценовского университета, ещё недавно предлагавшая соответствующее обучение, практически сразу удалила всю информацию, хотя кое–где в Сети ещё остались данные об этом.
По словам собеседников "ДП", теперь администрации школ, возможно, будут искать возможность организовать аттестацию учеников, готовившихся по ним, за рубежом.
Другие международные программы пока сохраняют легитимность на территории России. Однако, по мнению некоторых экспертов, есть риск, что очередь дойдёт и до них. Де–юре найти обоснования для этого будет несложно. Недовольство властей, скорее всего, объясняется тем, что такое обучение может восприниматься как подготовка обучающихся к переезду из России. Тем более что речь идёт о состоятельных семьях представителей элиты.
Как отметила в беседе с корреспондентом "ДП" генеральный директор образовательного агентства AcademConsult Ирина Следьева, IB получилась довольно сложной для освоения и применяли её только школы, ученики которых были нацелены на дальнейшее поступление в престижные мировые вузы. Ещё одной особенностью была высокая стоимость.
"Самая большая проблема, на мой взгляд, в том, что это двухгодичная программа (на 10–й и 11–й классы) и непонятно, что делать тем, кто прошёл половину пути", — указала эксперт.
Теоретически школы могут перейти на другую британскую программу — A–level. Но на это потребуется немало времени, успеть до сентября организовать процесс было нереально.
Сдержанная динамика
По данным проекта "Просто Учиться", в Петербурге на сегодняшний день представлены 323 локации, где расположены частные образовательные учреждения (ЧОУ). В августе 2023 года их было 292. Но поскольку значительная часть — это камерные семейные школы, в которых учатся от 10 до 35 детей, нельзя говорить о значительном увеличении, подчёркивает соавтор проекта Наталья Король.
Эксперт выделяет три основные категории частных школ: имеющие лицензию на программы начального, основного, среднего общего образования; работающие с лицензией на дополнительные программы; семейные классы и школы, где родители объединяются и сообща организуют обучение своих детей.
Рынок негосударственных школ ориентируется на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). При этом есть ряд особенностей. Например, если ребёнок поступает в школу, имеющую лицензию на дополнительное образование, то родители должны перевести его на форму семейного образования.
ЧОУ с лицензией на начальное, среднее и старшее образование ближе к государственным общеобразовательным школам. Требования к их программе, а также помещению и оснащению выше: например, нужны свой спортзал и столовая. Также ряд школ получают аккредитацию как образовательная организация и могут выдавать детям аттестаты (в первых двух случаях аттестат выдаётся от государственной школы или частной, имеющей аккредитацию).
Цены на обучение ежегодно растут пропорционально инфляции и с учётом арендных ставок.
"Мы видим закономерное запаздывание между ожиданиями родителей и фактическим предложением рынка. Цена повышается каждый учебный год, но родители не всегда к этому морально готовы. Всё чаще семьи не справляются с финансовой нагрузкой и выбирают более бюджетные варианты или государственные школы", — констатирует Наталья Король.
Участники рынка признают, что частное образование — дорогая услуга. Тем не менее среди родителей учеников есть люди с разным достатком: и топ–менеджеры компаний, и те, для кого оплата обучения детей — серьёзная финансовая нагрузка.
Около 50% предложения в Петербурге находится в диапазоне до 50 тыс. рублей за месяц обучения. И ещё около 25% — до 75 тыс. (подробнее см. инфографику). Люксовый сегмент со стоимостью свыше 100 тыс. рублей в месяц расширяется за счёт роста цен в уже работающих организациях, а не открытия новых школ.

Ставка на уникальность
У каждой частной школы свой подход к обучению. Часто в программе можно встретить предметы, которые не являются обязательными для изучения в государственных учреждениях.
Директор школы Smart Ольга Соснина рассказала "ДП", что у них в рамках предмета Soft Skils дети развивают "мягкие навыки". Сейчас им уделяют внимание многие крупные работодатели, в частности в сфере IT.
"Это коммуникация, эмоциональный интеллект, критическое и креативное мышление, цифровая и финансовая грамотность. Мы работаем по сингапурской методике — это набор приёмов, которые позволяют развивать мягкие навыки на каждом уроке (дети работают в парах или командах и даже сидят в мини–группах)", — поделилась она.
Генеральный директор "Эпишколы" Лев Фрадкин рассказал, что главный критерий, который сформулировали в его школе, — сравнение ребёнка с самим собой.
"Часто в школах сохранена система оценок. С нашей точки зрения это противоречит индивидуальному подходу, поскольку знания детей сравнивают с неким нормативом, который един для всех. У нас оценки ставят только в 9–11–х классах, поскольку на выходе дети должны получить аттестат гособразца. При этом начиная с пятого класса действует зачётная система, а в начальной школе информацию об успехах ученика родители могут получить в прямом контакте с учителем или из информационных писем, — объясняет он. — Также у каждого ребёнка в школе есть куратор, который взаимодействует с ним и его родителями в течение учебного года. Это позволяет родителям быть включёнными в процесс, при этом избежать ситуации, когда они, как заказчики, хотят, чтобы всеми проблемами их детей занималась школа, за которую они платят".

“
Признание International Baccalaureate нежелательной организацией — проблема для школ, реализующих только данную программу. Они будут вынуждены прекратить сотрудничество с этой организацией, расторгнуть договор, убрать информацию с официальных сайтов. При этом школы, лицензированные и по программам ФГОС, будут продолжать работу в рамках российских образовательных стандартов. Вероятнее всего, дипломы, полученные до 25 августа 2025 года, сохранят свою юридическую силу и обучающиеся смогут ими воспользоваться. В России диплом котировался в МГУ, МГИМО и РЭУ им. Г. В. Плеханова, теперь он не будет приниматься в этих вузах. Но на международном уровне они останутся актуальны. В качестве альтернативы школы могут перейти, например, на британскую программу A–level, но она имеет более узкую направленность, предлагает три–четыре профильных предмета, а число вузов, куда могут поступить выпускники, ограничено (только британские и европейские). Есть вероятность, что будут разрабатываться другие подготовительные программы, в том числе в рамках допобразования. Также существуют годовые программы для подготовки к поступлению, например, в британские, немецкие, итальянские университеты. Это удобно для российских школьников, которые учатся 11 лет: во многих странах обучение составляет 12 лет, и наши ребята могут использовать год для усиленной учёбы перед экзаменами.

Ольга Трубицина
закафедрой методики обучения иностранным языкам Института иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена
“
Многие считают нашу школу математической, но это не совсем так. Просто подходы в преподавании математики, вероятно, заметнее всего выделяют нас среди других образовательных учреждений. В начальной школе у нас 6 часов математики в неделю, начиная с 5 класса — 7 часов. Помимо программы Петерсон, мы берёмся за решение задач повышенной сложности, успеваем заниматься олимпиадной математикой. Не секрет, что именно математика развивает интеллект, логику. Наша задача — помочь ребёнку научиться самостоятельно мыслить, отойти от привычки "действовать по алгоритму". Я не сторонник ранней профилизации образования. В 5–м, 6–м, а во многом и в 7–м классе ребёнку ещё достаточно сложно сделать однозначный выбор в пользу физико–математического или, предположим, гуманитарного направления. Поэтому наша задача — дать качественное универсальное образование по основным направлениям, чтобы не ограничивать ребёнка в последующем, уже вполне осмысленном выборе. Помимо основных программ стараемся предоставить детям возможность посещать курсы, кружки и студии. Популярностью пользуются "Экспериментальная физика", химико–биологический кружок "Микромир", олимпиадная математика, программы на английском языке по естествознанию, истории, страноведению, студии театра, дизайна и архитектуры, рисунка и живописи.

Татьяна Меранвильд
директор ЧОУ "Академия успеха"
“
Финансирование нежелательной организации является административным правонарушением согласно ст. 20.33 КоАП РФ. Если будет совершено повторно, то возможно привлечение к уголовной ответственности. У большинства школ не должно возникнуть существенных проблем, поскольку они были параллельно лицензированы по программам ФГОС России. Если школы захотят продолжать давать иностранное образование, им надо будет искать альтернативные варианты.

Владислав Варшавский
управляющий партнёр ЮК "Варшавский и партнёры"
“
Мы разрабатываем учебную программу сами, сочетая требования российских ФГОС и лучшие международные практики. По английскому языку идём по кембриджской программе и используем британские учебники. В младших классах многие акцентируют внимание на работе с психологом, логопедом — и у нас есть такие специалисты. В средней и старшей школе всё чаще родители ждут от нас профориентации: чтобы ребёнок попробовал себя в разных ролях, увидел мир профессий, сходил в музеи, в экспедиции, посетил компании вроде "Яндекса" и "ВКонтакте".

Валентина Мошкина
академический директор частной школы "ИндиКид"